Особое значение в исследовании процесса подготовки будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в условиях образовательного процесса в вузе имеют аксиологический и культурологический подходы, в контексте которых могут быть рассмотрены основные компоненты подготовки: целевой, содержательный, процессуальный, результативный. Сущность аксиологического подхода раскрывается в трудах М.С.Кагана, И.С.Кона, В.П.Тугаринова, В.А.Ддова и др. Значимыми для исследования явились работы В.Г.Воронцовой, И.П.Селезневой, Ю.В.Сенько, В.А.Сластенина и др., раскрывающие вопросы педагогической аксиологии. Обоснование культурологического подхода дается в работах философов, культурологов, психологов, правоведов С.С.Алексеева, А.Г.Асмолова, М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С.Библера, И.Т.Пархоменко, Э.Ю.Соловьева, В.П.Тугаринова, и др. Педагогические аспекты культурологического подхода обоснованы такими учеными, как Н.Е.Веракса, С.И.Гессен, И.Ф.Исаев, Н.Б.Крылова, А.А.Реан и др.
Разработка проблемы подготовки будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников актуализирует ее рассмотрение на междисциплинарном уровне, включая опору на философское, психологическое, педагогическое знание; изучение основных аспектов проблемы в контексте аксиологии, культурологии, теории и истории государства и права. Немаловажную роль в раскрытии вопроса играет обращение к нормативно-правовым актам международного и федерального уровней - Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав ребенка, Конституции РФ, Закону РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и др.
В работах по данной проблеме больше внимания уделяется вопросу предметно-методической подготовки учителя, работающего на ступени средней и старшей школы, но недостаточно освещены содержательные и технологические аспекты подготовки будущего учителя начальных классов.
Вступление России в третье тысячелетие связано с возрастанием идей государственности, гражданственности, права и поиском путей строительства правового государства. Важным фактором утверждения в обществе демократических и правовых норм является просвещение в вопросах права и воспитание активного ответственного гражданина, что, безусловно, является предметом деятельности педагогов, учителей, воспитателей. В то же время, следует отметить, что совокупность информации о государстве, гражданственности, правах и свободах человека в их философском, идеологическом, нормативном, социально-педагогическом аспектах до сих пор недостаточно востребована школой, что особенно ярко проявляется на ступени начального образования. Работа в данном направлении должна начинаться с подготовки учителя начальных классов к гражданско-правовому воспитанию младших школьников, что, в свою очередь, предполагает определение условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников"
2.3. Организация научно-исследовательской работы студентов в аспекте проблемы гражданско-правового воспитания младших школьников.
2.2. Организация элективного курса «Теория и методика гражданско-правового воспитания младших школьников».
2.1. Интеграция системы знаний о гражданско-правовом воспитании младших школьников в содержание педагогических дисциплин.
Глава 2. Педагогические условия подготовки и формирования личностно-профессиональной готовности будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников.
1.3. Личностно-профессиональная готовность будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников: структура и критерии определения.
1.2. Педагогические вопросы подготовки будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников.
1.1. Философские и психологические аспекты подготовки будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников.
Глава 1 .Теоретические аспекты подготовки будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Шибанова, Наталия Михайловна, 2004 год
Специальность ВАК РФ
кандидат педагогических наук
Шибанова, Наталия Михайловна
Автор научной работы
автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников
Подготовка будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников - скачать бесплатно автореферат и диссертацию по педагогике для написания научной работы или статьи на тему 'Общая педагогика, история педагогики и образования' по специальности ВАК РФ 13.00.01
Комментариев нет:
Отправить комментарий